Что такое функциональная грамотность?
Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году. Изначально функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
В настоящее время функциональная грамотность является «одним из главных результатов образования и ориентации в мире профессий» (согласно Г.С. Ковалёвой, руководителю Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н.)
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
(А. А. Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук)
Составляющие функциональной грамотности
- Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
- Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
- Глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
База данных учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов
Банк заданий для оценки функциональной грамотности:
•Банк заданий по формированию функциональной грамотности (издательство Просвещение) https://media.prosv.ru/fg/
Что значит Быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей
Заседание методического объединения учителей гуманитарного цикла 01.03.2022 |
В рамках МО учителей гуманитарного цикла 11 марта прошёл открытый урок литературы "Жить и читать между строк " Цыбиной Натальи Сергеевны в 6"а" классе. Анализируя феерию А. Грина "Алые паруса", учитель поделилась с коллегами инструментами, посредством которые помогают формировать читательскую грамотность обучающимся.
27 апреля 2022 года прошло заседание методического объединения учителей начальных классов по вопросам функциональной грамотности. Руководитель методического объединения, Силакова Наталья Александровна, познакомила учителей с теоретическими аспектами формирования основ функциональной грамотности в начальной школе: понятие ФГ, методы и приемы формирования основ ФГ у младших школьников в процессе обучения на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения. Рассмотрели виды заданий по формированию основ ФГ у младших школьников на этих уроках.
Более подробно остановились на финансовой грамотности.
Светлана Анатольевна Жарынская, рассказала, что финансовая грамотность- это уровень знаний в области финансов, личных сбережений и способов управления ими. В ходе работы определили, что повышение эффективности финансового воспитания младших школьников надо систематически проводить работу не только на уроках, занятиях, кружках, а также в семье и в повседневной жизни.
Далее Светлана Анатольевна провела урок окружающего мира. Где обучающиеся познакомились с понятием «финансовая грамотность». В рамках этого понятия была изучена тема «Семейный бюджет».
Учащиеся узнали, из чего состоит семейный бюджет, для чего он нужен, какие бывают доходы и расходы в семье, как ведется хозяйство семьи, учились сравнивать доходы и расходы семьи, учились планировать бюджет семьи в ходе игры «Бюджет моей семьи».
Был проведен квест «Космический детектив: загадка семи банкнот», где учащиеся учились отличать настоящие купюры от поддельных, совершая путешествие по городу Финбург.
Кузнецова Т.В., учитель технологии, в рамках заседания методического объединения учителей оздоровительно – эстетических дисциплин по вопросам формирования функциональной грамотности, провела урок технологии по формированию у обучающихся 7-х классов глобальных компетенций.
Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений). Овладение соответствующими знаниями, умениями, отношениями и ценностями происходит на протяжении всей жизни: не существует единой точки, в которой человек становится полностью компетентным в этой области.
Обучающиеся на уроке создавали проект «Выбрасываем продукты или голодаем?»
Создание проектов ориентирует на самостоятельную деятельность обучающихся индивидуальную, парную, групповую. При организации проектной деятельности делается акцент на закрепление навыков владения основными исследовательскими методами, среди которых: анализ литературы, поиск источников информации, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения.
В рамках недели функциональной грамотности на заседании методического объединения учителей естественно – информационно – математического цикла прошел мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на уроках математики», который провела Серегина Н.А., учитель математики. На мастер-классе коллеги познакомились с реальными заданиями по формированию всех шести компонентов функциональной грамотности: читательской грамотности, математической грамотности, естественнонаучной грамотности, креативного мышления, финансовой грамотности, глобальные компетенции. Далее Наталья Александровна показала, как школа влияет на ребёнка, в чём проявляется это влияние, что современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Задания, которые школа учит выполнять, приближают конечную цель – выращивают функционально грамотную личность!