Вторник, 23.04.2024, 10:09
Приветствуем Вас Гость | RSS

МБОУ "Гимназия №1 п.Навля"

Меню сайта
ВКонтакте
Категории раздела
Сценарии [2]
Уроки [5]
КТД [3]
Коллективно-творческие дела, внеклассные мероприятия, классные часы.
Презентации [2]
Презентации КТД, классных часов, внеклассных мероприятий
Патриотическое воспитание [0]
Патриотическое воспитание [1]
Финансовая деятельность [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Приемы  работы по технологии развития критического мышления на уроках математики
[ Скачать с сервера (207.7 Kb) ]06.12.2017, 09:34

(полный текст материала смотрите во вложенном файле)

Консультативная карточка.

Приемы  работы по технологии развития критического мышления на уроках математики.

ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.
Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.
Значение Стадии вызова:
1) Происходит вызов того, что учащийся знает по данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся формирует собственный запрос на получение информации. Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.
2) Происходит активизация обучаемого.
3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Главное: научиться самому, чтобы научить других

Приемы:

  1. Приём "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
    Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" изпредложенных учителем, описывают заданную тему.
    Затем просьба к учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Пример.«Умножение рациональных чисел».

После проверки д.з. можно предложить следующую работу.Учащийся получает карточку  с таблицей. Задание: дать ответ на против каждого высказывания. 2-3 мин.

Верно ли? Верите ли вы? Какое из утверждений верно?

Да, нет, не знаю

Я прав +

не прав -

При умножении отрицательной дроби на отрицательную дробь получаем дробь, перед которой стоит знак  «+», числитель дроби  равен произведению числителей, а знаменатель- произведению знаменателей.

 

 

При умножении положительной дроби на отрицательную дробь получаем дробь, перед которой стоит знак  «-», числитель дроби  равен произведению числителей, а знаменатель- произведению знаменателей.

 

 

При умножении отрицательной дроби на целое положительное число надо отрицательный числитель дроби умножить на положительное целое число и записать в числитель со знаком «-», а знаменатель оставить тем же.

 

 

При умножении отрицательной дроби на целое отрицательное число, надо отрицательный числитель дроби умножить на отрицательное целое число и записать в числитель знаком  «+»,  а знаменатель оставить тем же.

 

 

При умножении положительной дроби на целое отрицательное число надо положительный числитель дроби умножить на отрицательное  целое число и записать в числитель со знаком «-», а знаменатель оставить тем же.

 

 

Рациональные  числа умножают по правилам умножения обыкновенных дробей и по правилам умножения целых чисел?

 

 

 - Какую тему мы сегодня затронем? (определяют самостоятельно тему)

- Кто какую цель перед собой ставит на сегодняшний урок, запишите в тетрадь. 1-2 мин.

- Огласите.

- Кто хочет прокомментировать свой выбор? ( объясняют почему так сделали или на основании чего)

- (переход в Стадию осмысления )Проверьте свои выводы, прочитав п.3.5 до деления и разобрав решенные примеры. (3-4 мин) и зафиксируйте в таблице.( для экономия времени или не запланирована работа с учебником: зафиксируйте в таблице своё совпадение с мнением товарища) –

  1. Прием «Составление кластера», «Составление графа»
    Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации. В зависимости от цели организовывается индивидуальная самостоятельная работа учащихся или коллективная – в виде общего совместного обсуждения.

Пример.« Деление рациональных чисел»

После проверки д.з. можно предложить следующую работу.

- Какие числа мы изучаем? - что мы умеем уже делать с этими числами?

- каким действием мы проверим правильность умножения рациональных чисел? (делением)

- запишите тему урока.(Деление рациональных чисел)

- назовите цели урока. ( Найти правило деления рациональных чисел и научиться его применять)

-как вы думаете такое правило одно?

- Чтобы найти все правила составьте кластер.( работа в парах)

- Нарисуйте  солнышко и запишите в кружочке символами «деление рационального  числа».

Лучиками определите случаи деления рациональных чисел.

Напротив каждого лучика запишите пример. (3-4мин).

Выходит представитель пары и записывает один из случаев,

далее другие дополняют.

- какие теперь четкие цели мы поставим перед собой.

( называют, что надо узнать, как разделить…..)

Записанные  примеры учитель предлагает решить. Затем найти среди разобранных примеров в учебнике подобные и сравнить.( стадия осмысления)

3. Прием «Бортовой журнал» применяется на стадиях вызова и рефлексии.

Каждый учащиеся чертят таблицу и заполняет её самостоятельно (5 мин)

знаю

Хочу узнать

Я узнал, что… (что такое…, как..)

Что осталось узнать

  1. Определить, что уже уч-ся знают или умеют выполнять по теме.(2 мин)
  2. Что хотят уч-ся узнать или научиться по данной теме.(2 мин)
  3. Третью колонку заполняют либо при чтении учебника, либо при объяснении материала учителем, либо на этапе рефлексии.
  4. Четвертую колонку - на этапе рефлексии.

Заполняя графу «Знаю», учащиеся составляют список знаний. Это  поможет повторить материал, который потребуется для изучения нового как опорный. Заполняя графу «Хочу узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению, помогают определить тему урока и самонацелиться на определенный вид работы.
Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием третьей графы . Слушая лекцию, читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Это обусловливает активность при восприятии лекции, при чтении текста.

Пример. «Умножение и делениесмешанных чисел произвольного знака»

- С какой категорией рациональных чисел вы работали дома?

- Какую операциюсосмешанными числами произвольного знака научились выполнять?

- чтобы определить тему нашего урока и цели, предлагаю каждому уч-ся заполнить таблицу.

- Определить, что уже вы знаете или умеете выполнять со смешанными числами произвольного знака и запишите в первом столбике.(2 мин)

- прочтите ( вызвать несколько человек)

- кто так же думает -  поднимите руку.

- А теперь проверим с помощью конкурса «На лучшее знание правил» ваши перечисленные знания.

- Кто хочет на «бис» рассказать, как сложить два отрицательных смешанных числа?

- Кто хочет на «бис» рассказать, как сложить положительное смешанное число с  отрицательным смешанным числом?

- Что получится, если смешанное число произвольного знака сложить с 0?

- Что получится, если сложить противоположные смешанные числа ?

А теперь проверим с помощью устного счета, как вы умеете применять эти правила. (устный счет в котором последний пример сумма одинаковых отрицательных смешанных чисел).

- А теперьво втором столбикезапишите,что ещё хотите научиться делать со смешанными числами произвольного знака.(2 мин)

- зачитайте.

- Назовите тему урока.

- Чтобы конкретизировать цели продолжим работу с таблицей. Во втором столбике конкретизируйте умножению  и делению каких чисел вы хотите научится. (1-2 мин).

-Назовите цели, которые вы ставите перед собой с учётом своих записей во 2-м столбике.

- запишите в 1-м столбике знание каких правил нам может пригодится для умножения и деления смешанных чисел  произвольного знака (2-3 мин)

- зачитайте.

- А теперь проверим с помощью конкурса «На лучшее знание правил» ваши перечисленные знания.

-Кто хочет на «бис» рассказать, как умножить два положительных смешанных числа?

- Кто хочет на «бис» рассказать, как разделить  два положительных смешанных числа?

- Кто хочет на «бис» рассказать, как разделить или умножить два отрицательных целых числа?

- Кто хочет на «бис» рассказать, как разделить или умножить отрицательное целое число на положительное целое число?

Далее разбираете примеры у доски или по книге и предлагает заполнить 3 столбик

Стадия осмысления нового материала (новой информации, идеи, понятия). - непосредственное восприятие новой информации
Задача – организовать процесс (умело согласовать стадию вызова с той информацией, которую получат дети)
Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом. Причем «текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь учителя…
Результаты стадии осмысления:
- систематизированное новое знание;
- укрепление целей, заявленных на стадии вызова.
1. Прием«Сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.
Тема 1 Тема 2 Линия сравнения Тема 3 Тема 4

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема "Сводная таблица" желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу.
Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:
• выделять ключевые слова;
• систематизировать необходимую информацию;
• анализировать, сравнивать и обобщать информацию;
• развитие монологической речи;
а так же у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией.

  1. Прием  «Инсерт»
    Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Прием используется на фазе «Осмысление» (работа с текстом)Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
    1. Чтение индивидуальное.
    1.Читая, ученик делает пометки в тексте:
    «V» – уже знал, « – новое,«– думал иначе, « – не понял, есть вопросы.
    2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
    Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?)
  1. Заполняют в тетради таблицу используя пометки из текста

Понятия, действия

v

+

-

?

Уравнение

 

 

 

 

Решить уравнения

 

 

 

 

Корень уравнения

 

 

 

 

Уравнение не изменится если

 

 

 

 

От обеих частей вычесть одно и то же число

 

 

 

 

Перенести из одной части уравнения в другую любое число поменяв его знак на противоположный

 

 

 

 

Обе  части уравнения умножить на одно и то же число

 

 

 

 

Умение выносить общий множитель за скобки.

 

 

 

 

( мнения детей разделятся)

-У кого в последней графе нет записей? ……( по-фамильно называет детей умеющих четко излагать прочитанное)Вы будете группой скорой математической помощи сокращённо СМП. А остальные будут сотрудниками фирмы «Зоркий глаз»

- (обращение к тем, у кого есть записи в последнем столбце)

назовите пункты, которые попали в последнюю колонку.

- Кто из СМП может объяснить на примере у доски, что значит……..?

- а теперь проверим, как поняли это, решая у доски №…( у доски работают дети у кого были вопросы в последней колонке, остальные – на месте)

- Сотрудники  фирмы «Зоркий глаз» проверьте работу у доски (дети комментируют)

(Аналогично проводится работа по каждому вопросу)

На стадии рефлексии заполняется контрольный лист«Найди ошибку и классифицируй её с помощью стрелочки»

 

Категория: Уроки | Добавил: admin
Просмотров: 1472 | Загрузок: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz